Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека.
Библиотека МБОУ «Серетинская ООШ» была образована в 1972 году. За прошедшие десятилетия сформирован фонд учебной, художественной, научно-познавательной, справочной литературы, имеются электронные приложения к учебной литературе. Библиотекой ведется подписка на периодические издания для педагогического коллектива и детей. Сегодня школа и библиотека - это единое образовательное пространство.
Общие сведения
• Год основания библиотеки: 1972г. Функционирует библиотека в данном здании с 1972 года
• Этаж: второй
• Общая площадь: 18,0 м2
Библиотека работает по плану, утвержденному директором образовательного учреждения. В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации образовательного учреждения.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:обучающиеся начальной ступени;обучающиеся основной ступени; педагогические работники;другие.
Расстановка фонда учебников произведена по классам для начального звена, основного – по предметам.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Расстановка осуществлена в алфавитном порядке в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Библиотека выполняет все функции базовой модели школьной библиотеки:
• информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учеников и учителей имеющимися учебниками по их запросам);
• деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мер, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам, библиотечные уроки, беседы и др.);
• меры в помощь развития информационной грамотности пользователей, комплектования фонда;
• ведение учетной и планово-отчетной документации
Школьная библиотека – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Миссией школьной библиотеки сегодня является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе; создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. На первом плане стоит гармоничное развитие личности, её творческих способностей, а это невозможно без знаний умений и навыков работы с информацией. Школьная библиотека живет интересной, плодотворной жизнью, ежедневно распахивая свои двери для любимых читателей.
Школьная библиотека участвует в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Согласно ст. 35 п. 1 Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников школы. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
Цели школьной библиотеки – формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачами школьной библиотеки являются:
- обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и педагогических работников школы;
- обеспечение участникам образовательной деятельности – обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях (бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (DVD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях);
- формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;
- бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
Основные функции библиотеки:
Для реализации основных задач школьная библиотека:
- осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная;
- формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;
- создает информационную продукцию;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся;
- осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком;
- проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.);
- обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей;
- проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда;
- систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки;
- формирует библиотечный актив;
- обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении;
- организует работу по сохранности библиотечного фонда школы.
Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов (Сайт Министерства юстиции РФ):
https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/
Порядок пользования школьной библиотекой
- Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся – по паспорту.
- Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
- Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр.
- Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
- Работа участников образовательных отношений на компьютере в библиотеке производится в присутствии библиотекаря.
- Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно.
- По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к библиотекарю.
- Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
- Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.