урок-практикум по физике «Наблюдение спектров испускания»
На базе Центра естественнонаучной направленности «Точка роста» состоялся урок-практикум по физике «Наблюдение спектров испускания» в 9 классе. Ребята проводили исследование спектров, для наблюдения за которыми использовали проектор с раздвижной щелью, спектральные трубки с разреженными газами (гелий, неоном, аргон и криптоном), источник питания для трубок, плоскопараллельные пластины со скошенными гранями, светофильтры.

Цель работы: наблюдение сплошного спектра излучения электрической лампы и линейчатых спектров излучения ионизированных газов, выделение основных отличительных признаков сплошного и линейчатого спектров. Располагая стеклянную плоскопараллельную пластину горизонтально перед глазом, исследователи увидели на экране светлую вертикальную полоску, образованную прошедшим через раздвижную щель светом от проекционного аппарата. Увиденный спектр являлся сплошным. Спектр был непрерывным и представлял собой 7 полос (цвета радуги).При рассмотрении спектра полоски сквозь скошенные грани пластины, образующие угол 60, обнаружили, что спектр стал более широким. Наибольший угол преломления соответствовал фиолетовому цвету, а наименьший – красному. Спектры, полученные через скошенные грани пластины и через спектроскоп от светящихся газоразрядных трубок, оказались линейчатыми.
Изучение спектров излучения на практике позволяет лучше понять законы оптики и атомной физики. Работа с раздвижной щелью, спектральными трубками и другими приспособлениями дает возможность наглядно наблюдать сплошные и линейчатые спектры.